Экскурсии как вид публичных выступлений
Статьи Татьяны Мучник

Экскурсии как вид публичных выступлений

Эти заметки – о том, как я прокачиваю свои навыки публичных выступлений в качестве ведущего авторских экскурсий.

Я работаю бизнес-тренером, тренером публичных выступлений, уже более пятнадцати лет. За это время мне самой приходилось выступать в разных обстоятельствах: перед маленькой аудиторией (порой перед 1-2 слушателями) и большой (до 2,5 тысяч), по-русски и по-английски, с микрофоном и слайдами или куском мела и школьной доской, с подготовкой и экспромтом. Не то что бы я знала про выступления всё; но мне казалось, удивить меня трудно. И тут судьба дала мне шанс прокачать свои ораторские навыки совершено по-новому.

Я решила попробовать свои силы в роли экскурсовода. Мне посчастливилось родиться и жить в Санкт-Петербурге. В том, что город мой прекрасен, никого убеждать не надо. Круглый год сотни экскурсоводов показывают его тысячам приезжих. Обзорные экскурсии по городу и пригородным паркам составлены специалистами и обкатаны бессчетное количество раз. Говорить практически без умолку в течение 2-6 часов, не перепутать имена, даты, и при этом оставаться живым, интересным собеседником, живо и корректно реагировать на вопросы экскурсантов - тут требуется и навык, и мастерство. Но меня привлёк несколько иной жанр.

Для тех, кто уже прокатился по городу, полюбовался фонтанами Петергофа и пробежался по залам Эрмитажа, требуется что-то необычное, нестандартное. Это мы о гостях города; а сами петербуржцы? – О, это публика требовательная! Если петербуржец (в 4 случаях из 5 – петербурженка) решил потратить время и средства на экскурсию, ему/ей не нужны банальности. Где у нас Медный всадник, а где Чижик-Пыжик, они и сами знают. Вот для таких любителей города создаются авторские экскурсии.

В Санкт-Петербурге мастеров авторских экскурсий море. Лев Лурье, Ирэна Вербловская, Пётр Гордеев, Татьяна Мэй, Павел Котляр… Это я всего нескольких назвала. Мне захотелось попробовать.

Ведь, подумайте, какое удовольствие: рассказываешь о том, что любишь и знаешь, тебя почтительно слушают, и, возможно, ещё и заплатят за это…

Позвольте поделиться с вами своими наблюдениями. Что из моего опыта тренера мне пригодилось. Что было новым и трудным. И как я готовлюсь к экскурсиям.

***

Проведение экскурсий – это, конечно, публичное выступление. И всё, чему мы учим на наших тренингах, здесь очень и очень пригождается. Готовясь к своим экскурсиям, я стала много ходить на экскурсии коллег. Конечно, подмечаешь и удачные моменты, и недостаток порой элементарных навыков. Даже удивляешься: ну почему всем экскурсоводам не предлагают потренироваться в ораторском мастерстве?!

Голос. О, у экскурсовода должна быть лужёная глотка. На тренинге поговорил 10-15 минут – других послушал. А тут говоришь минимум час, а то и все шесть подряд, по большей части на улице, и далеко не всегда с микрофоном. Одну из первых своих экскурсий я проводила в январе; мороз был минус 27. Правда, от радостного возбуждения я не замечала холода; а вот аккумулятор мегафона пришлось потом менять. Кстати, переносной усилитель голоса – отличная вещь, но пользоваться им можно не везде. Например, очень популярна у нас экскурсия по следам «Преступления и наказания». Всеми правдами и неправдами пробираемся мы в запертые дворы, чтобы взглянуть на окна квартиры Раскольникова, Сонечки Мармеладовой, старухи-процентщицы. Но представляете, как разносится голос экскурсовода в питерских дворах-колодцах? Местные жители экскурсантов не жалуют, и их можно понять.

Чистота и грамотность речи, яркость образов, логичность и связность – всё то, чего мы добиваемся от наших участников на тренингах, жизненно необходимы экскурсоводу. Не менее важен язык тела: как стоим, куда смотрим, как поддерживаем зрительный контакт.

Удивительно, но одним из важнейших навыков экскурсовода оказалось умение «описывать реальность» - живо реагировать на происходящее вокруг. В ткань повествования вплетаются прохожие, полицейские, собаки и собаковладельцы, дети на самокатах, голуби и вертолёты.На экскурсии по Ленинграду Довлатова, как правило, не обходится без подвыпивших граждан, уверяющих, что «они с Серёгой выпивали», и готовых показать, где и что.

Разумеется, не обходится без импровизации – ведь заученный текст никому не интересен, да и о чём тебя спросят, заранее предугадать невозможно. Важно не перегнуть палку: мне довелось побывать на экскурсии мастера «импровизации в бесконечность». Хорошо подвешенного языка и обширной эрудиции мало; этот коллега с лёгкостью перескакивает с одного предмета на другой, травит байки, вспоминает что-то «кстати», и вдруг останавливается, изумлённый, и просит группу напомнить, о чём, собственно, он начал здесь рассказывать. Надо ли говорить, что в отведённое время он не укладывается, и люди порой вынуждены оставить экскурсию, не дослушав его до конца.

***

На первой же, пробной экскурсии я совершила непростительную ошибку; хорошо, что в группе были друзья, и вовремя меня поправили. Не стоять лицом к слайдам мы умеем; а вот сообразить, как расположить группу, чтобы люди видели и тебя, и объект показа – это навык. Как и со слайдами, рассказывать приходится о том, что у тебя за спиной, только тут нет перед глазами спасительного компьютера.

Ещё сложнее оказалось говорить в автобусе. Здесь от привычки смотреть в глаза слушателей приходится отказаться, и поначалу говорить, глядя в лобовое стекло, очень непросто. Ещё сложнее – построить рассказ так, чтобы в нужный момент изящно заметить «именно это здание вы видите в правые окна автобуса». Поначалу получается, что или ещё не доехали, или давно проехали. А пробки?! Коллега рассчитал свой рассказ по минутам, а его автобус встал на Невском, который планировалось проскочить за семь минут, на целый час. Вот где нужна импровизация, вот где надо, не закрывая рта, быстро сообразить, как перестроить рассказ, чтобы нагнать упущенное время. Заметим, что автобус работает строго по времени, а за «перекат» экскурсовод порой платит из своего кармана.

Наши мини-лекции на тренинге длятся, в идеале, не более 15 минут. Во время упражнений и перерывов всегда есть минутка, чтобы бросить взгляд в конспект. На экскурсии изволь говорить почти всё время, и объём информации огромен, поэтому с самого начала для меня встал вопрос шпаргалок. Я решаю его так: в ходе подготовки составляю на каждый объект на маршруте или отрезок пути свою карточку с ключевыми пунктами, цифрами и именами, и цитатами. Распечатываю эти шпаргалки на плотной бумаге, почти картоне, довольно крупными буквами, чтобы успеть увидеть нужное на ходу. Соединяю карточки т.н. «кольцом для скрапбукинга» (продаются в хобби-магазинах), так что исключаю риск их рассыпать или перепутать.

***

Вести экскурсию трудно, но интересно. Возможно, ещё интереснее к ней готовиться.

Мы говорим об экскурсиях, посвящённых какой-либо одной теме. Самый несложный вариант – «из пункта А в пункт Б». Например, я вожу желающих по своему родному Невскому району (не путать с Невским проспектом) от одной станции метро до другой. В каком порядке вдоль Невы расположились местные достопримечательности, в таком и рассказываю: вот церковь XVIIIвека, похожая на кулич с пасхой, а вот – первая в городе дискотека, место выступлений «Аквариума» и Пугачёвой, вот – Николаевский сиротский институт, а вот – пламенный трибун революции Володарский…

Значительно сложнее построить маршрут, не объединённый географической темой. Скажем, не без влияния известного фильма я решила рассказать о фантастических тварях и местах их обитания в Санкт-Петербурге. Пегасы и единороги, драконы и грифоны, морские кони-гиппокампы и трёхглавый пёс – какой только нечисти не найдёшь в Петербурге! Отмечаем все интересные объекты на карте. Если они расположены кучно, и нанизываются на маршрут из 3-4 км – считайте, что нам повезло! Увы, такое случается нечасто. Значит, от чего-то отказываемся, а самые интересные объединяем в автобусный маршрут. Составили маршрут? – Переделываем! Тут одностороннее движение, тут стоянка платная, а тут вовсе запрещена, тут можно выйти, а тут минивэн проедет, а большой автобус не протиснется… Хорошо, если, покинув уютное тепло автобуса, экскурсанты увидят сразу несколько интересных объектов. Рассчитали время? – Пересчитайте! Вы не учли, сколько минут уйдёт на посадку-высадку на каждой остановке…

Составление экскурсии – это решение задачи со многими неизвестными. Готовясь к любому выступлению, мы должны думать об аудитории. Кто эти люди, каковы их знания по предмету, настрой, отношение к теме, и т.д. Этот подход справедлив и для автора экскурсии, вот только вариантов рассказа должно быть изначально несколько. Что я расскажу исключительно взрослой группе, и чем заменю этот пикантный эпизод, если приведут детей? Как быстро введу в курс дела людей, далёких от темы, и не дам заскучать специалисту? (Если группа иногородняя, полезно бывает знать что-то о родине экскурсантов. Например, челябинцы обожают памятник Пржевальскому, а почему? – Да потому, что его украшает бронзовый верблюд, такой же, как на гербе их славного города!)

И главное, как в наш век доступной информации сделать свой рассказ цепляющим, ярким, запоминающимся? Как наполнить его живыми судьбами, историями, страстями, не скатываясь в «байки на потребу»?

Как любое публичное выступление, экскурсия в идеале должна иметь ключевую, главную идею. Тогда всё, что мы рассказываем нашим друзьям и гостям, эту идею подтверждает, развивает и иллюстрирует. Получается цельное, осмысленное сообщение, «месседж». Люди это ценят.

Подведём итоги.

1.       Экскурсоводы – это потенциальные участники тренингов публичных выступлений.

2.       Самим тренерам полезно и интересно пробовать свои силы в новых для себя жанрах.

3.       Приезжайте в Санкт-Петербург – я с удовольствием покажу вам то, что мне самой в нём нравится!


Татьяна МУЧНИК
Бизнес-тренер
http://www.tm-trainings.ru/

 

16+
2003 — 2017
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности