Развитие голоса: Искусство управления голосом
Статьи Тины Георгиевской

Развитие голоса: Искусство управления голосом

Голос в управлении – зачем?

"Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать,

а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек"

Сэмюэль Батлер

Несмотря на то, что в «век информационных технологий» мы все больше рабочего времени проводим за компьютерами, значимость для деловых контактов живого общения, то есть звучащей речи, разговора, по-прежнему велика.

Каков круг профессиональной деятельности, где владение голосом и сейчас является навыком первостепенной важности?

 

Это

  • все виды преподавания, лекторства, тренерства, коучинга;
  • деятельность топ-менеджеров, управление копаниями, руководство персоналом;
  • все виды продаж, реклама;
  • политика, общественная деятельность;
  • переговоры, выступления в суде;
  • психологическое консультирование;
  • продюсирование и менеджмент в шоу-бизнесе;
  • артистическая деятельность;

 

То есть в «сферу влияния голоса» входит большинство профессий, востребованных сегодня и имеющих большие перспективы в будущем.

Каким образом происходит обучение навыкам владения и управления голосом по тем специальностям, где «без голоса» не обойтись? Как правило, централизованно такое обучение либо вовсе не предусмотрено, либо происходит формально. Уже после получения основного образования, осознав необходимость в голосе, как в профессиональном инструменте, молодые специалисты начинают «учиться понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». И это лишь в том случае, если они поняли, что именно недостаток голосовых навыков мешает эффективности их работы.

Как ни удивительно, с этими проблемами сталкиваются и профессиональные речевики: актеры, ведущие, ди-джеи. Виною здесь, конечно, не столько некачественное преподавание техники речи, сколько недооценка студентами важности этого предмета.

 

Почему важно уметь управлять своим голосом?

Может быть, достаточно научиться хорошо формулировать, аргументировать, импровизировать…

Известно ли вам, что 38% информации человеческая психика извлекает именно из звучания голоса, его тембра, интонаций, пауз и акцентов, и только 7% из логической составляющей речи, семантики слов, которые произносятся?

Впечатление о собеседнике мы составляем в первые несколько секунд личного или телефонного общения: уверен ли он в себе, робок или самоуверен, «душевный» или «сухарь», готов к сотрудничеству или настроен враждебно, можно ли ему доверять или следует «держать ухо востро», и – в конце концов!, приятен нам этот человек или же разговор хочется свернуть как можно скорей. Эта первичная реакция основана не на том, какие слова мы услышали, а на том, как эти слова прозвучали. Как часто, после долгой электронной переписки, мы все же не можем принять решение, сделать выбор: «Не знаю, надо посмотреть. Или хотя бы поговорить».

Однажды к Сократу привели молодого человека, с просьбой оценить его личные качества и способности. Мудрец некоторое время рассматривал юношу, а затем произнес: «Говори, чтобы я мог тебя видеть!».

Логическую составляющую речи, которую, собственно, и выражают слова, мы воспринимаем на сознательном уровне, можем проанализировать ее, принять или опровергнуть. Но информацию, поступающую к нам через звук голоса собеседника, мы усваиваем, как правило, автоматически, бессознательно, эмоционально и – целиком, приписывая сделанные нами выводы собственной интуиции. Интересно, что чем меньше значения мы придаем звучанию голоса, чем меньше «обращаем внимание на такие пустяки», - тем меньше фильтров ставим на пути невербальной информации, и тем полнее она усваивается.

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…

Фридрих Ницше

В разговоре с клиентом ли, с партнером, или с конкурентом мы используем одни и те же, привычные, речевые паттерны. Если же мы стараемся расширить свои рамки, овладевая новыми коммуникативными стратегиями, голосовые паттерны, как правило, остаются вне пределов этих рамок. К.С. Станиславский сравнивал актера, не владеющего голосом с музыкантом, который вынужден играть на расстроенном, дребезжащем инструменте. Написанный текст может выглядеть эффектным и убедительным на бумаге. Но, если голос не служит своему хозяину, есть риск, что презентация погрузит аудиторию в состояние сонливости, или же, напротив, вызовет «немотивированное» раздражение, неприятие. Короче, результат не будет достигнут, несмотря на трудоемкую и грамотно выполненную подготовительную работу.

В этом случае, первым шагом к успешному выступлению (или успешной коммуникации) будет осознание необходимости развития речевых навыков, как первоочередной задачи.

 

Какие невербальные характеристики речи оказывают влияние на восприятие содержания?

Это, прежде всего

  • интонации;
  • голосовые тембры;
  • темпоритм речи;
  • определенные алгоритмы дыхания;
  • дикционная проработанность;
  • варьирование громкости и высоты;

 

Сочетание этих характеристик составляет «звуковой портрет» человека, его внутреннего состояния, внешнего поведения, возможно, даже его личностной истории.

Навык аудиальной калибровки особенно актуален в наше время, когда множество деловых вопросов приходится решать, не видя собеседника, например, в условиях телефонных переговоров. Тот, с кем мы говорим по телефону, может составить благоприятное мнение о нас, исключительно по тому, что и как мы говорим; в свою очередь, мы вынуждены делать свои выводы о партнере, его характере и настроении, полагаясь только на собственный слух. Для того чтобы лучше слышать, мы даже иногда закрываем глаза, когда требуется особое внимание к тому, что нам говорят. Тогда голос собеседника как бы рисует нам его образ перед нашим мысленным взором. И чем более развиты у вас навыки слушания и слышания, тем ярче, объемнее и конкретнее будет этот образ; возможно, что получившаяся «картинка» будет даже больше соответствовать истинному характеру и настрою вашего собеседника, чем, если бы вы оценивали его воочию.

Навыки голосовой выразительности и навыки «прицельного» слушания – две стороны одной медали. То есть, обучаясь искусству интонирования, тембровой вариативности, контролю над темпом и ритмом собственной речи, мы получаем ключик к «речевой кухне» другого человека. Как опытный повар может на вкус определить, какие ингредиенты входят в состав блюда, и как оно приготовлено, так и мы, осознанно владея собственным голосом, можем по речи собеседника понять, благодаря сочетанию каких голосовых параметров создается тот или иной эффект. А, сумев «разложить по полочкам» все составляющие, сумеем не только определить с большой степенью точности настроение говорящего, но и позаимствовать у него те голосовые приемы, которых, возможно, нам не доставало в собственной речи.

На примере двух, произвольно взятых, эмоций посмотрим, какие голосовые физ. маркеры определяют их аудиальную выразительность. (Голос - не есть нечто отдельное от тела, но, напротив является его продолжением, органом, оргАном, - поэтому я сочла необходимым включить в приведенную ниже схему такие параметры, как жесты, мимика, поза).

 

 

Назидательная, (дидактическая, поучительная, приказной тон, вразумлять)

Восторженная – (от восхищения до энтузиазма)

Дыхание

 

Средней глубины.

Поверхностное, короткое, шумное.

Резонаторы

 

Резонатор рта, как основа + грудной.

Обязательно макушка, могут участвовать все верхние резонаторы + живот.

Тон

 

Примарный и повышенный.

Повышенный.

Скорость

 

Средняя.

Выше средней.

Ритм

 

Ровный. Акцентируется большое количество слов.

Часто хорошо прослеживается симметричный ритмический рисунок. Возможно акцентирование третьей доли.

Интонации

 

Перечисления и утверждения. Сильный акцент на низком устойчивом тоне.

Преобладание восходящей интонации с акцентом на верхнем (устойчивом) звуке.

Плавность звукового потока

Речь прерывистая, «рубленная».

Прерывистая.

Громкость

 

От средней до высокой.

Либо ниже средней, либо выше средней.

Поза, жесты, мимика

 

Корпус вперед, Поможет поднятый указательный палец.

Тело вытянуто вверх, можно приподниматься на цыпочки. Движения рук – вверх, достаточно резкие.

 

Кому-то эта таблица покажется чересчур примитивной: неужели такого «супового набора» достаточно, чтобы выразить эмоцию? Да, это достаточный минимум, если в нашем арсенале есть хотя бы десяток эмоций, проработанных по всем параметрам таблицы. Эта схема, которую каждый оратор «расцвечивает» по-своему, добавляя в нее краски собственной неповторимой личности, в реальной презентации даст необходимый эмоциональный эффект, будучи конвой, по которой вышивается речевой узор.

Более того, если мы заранее согласуем части презентации с различными эмоционально-голосовыми моделями, мы сможем простроить наше выступление как своеобразную музыкально-эмоциональную пьесу. В этом случае красивая «музыкальная» форма, подложенная под содержание, создает эффект гармоничности выступления. Тренируя навыки голосовой выразительности «в растяжке», то есть утрированно, мы расширяем собственные эмоциональные границы; и в нужный момент сможем, как по шкале, подобрать необходимую степень выражаемой эмоции.

Кому-то, напротив, покажется сложным одновременно удерживать столько объектов внимания, голосовых параметров, влияющих на выразительность речи. Не надо забывать, что все эмоционально – голосовые физ. маркеры связаны между собой в рамках одной эмоции, ваш голос и ваше тело с удовольствием последуют подсказкам, предложенным в таблице. Вспомните, как вы впервые сели за руль автомобиля (или, хотя бы, велосипеда). Поначалу возникало ощущение сороконожки, запутавшейся в чрезмерном количестве ног, - пока не выработалась согласованность всех действий, которые теперь воспринимаются, как единый процесс вождения. А ведь автомобиль – машина, механизм, работающий по собственной схеме, - насколько проще и естественнее нам управлять своим телом и своим голосом. Каждый из приведенных выше параметров голосовой выразительности можно отрабатывать отдельно, как самостоятельный навык. Соединяя их в различных вариантах, овладев голосовым инструментарием, вы добьетесь необходимой вам выразительности речи, причем, эмоции будут находиться под вашим контролем.

 

В современном цивилизованном обществе аудиальная сфера находится в угнетенном состоянии по сравнению с другими репрезентативными системами. И, чем меньше мы уделяем сознательного внимания качеству звуков, которые мы слышим и воспроизводим, тем глубже влияют звуки на бессознательную часть нашей личности. Тем не менее, у нас есть все возможности для управления своим голосом, так чтобы он стал поистине нашим собственным, хорошо отлаженным многофункциональным инструментом, заточенным под те задачи, которые мы перед собой ставим.

И не только: голос – неотъемлемая часть нашей личности, имеющая колоссальное влияние и на нашу самооценку, и на отношения с людьми, и на отношения с миром в целом.

Не стану скрывать: для овладения голосовыми навыками недостаточно прочесть статью, несколько статей, книгу, или даже десять книг по постановке голоса. Искусство звучания во многом «восточная техника», то есть передающаяся непосредственно от учителя к ученику, и изучать его по книгам невозможно. Книги могут служить источником новой информации и хорошим подспорьем в овладении техникой, но лишь под руководством опытного наставника.

Цель этой статьи – помочь осознать читателю профессиональную и личную необходимость овладения голосовыми навыками, а также поверить в то, что у каждого такая возможность есть. Возможность изменений, возможность сделать шаг из себя – к себе.

Для этого надо помнить, что

  • уникальный голос и слух даны каждому человеку от рождения;
  • голос – инструмент, орган, продолжение нашего тела;
  • управляешь голосом – управляешь собой – управляешь ситуацией.

Тина Георгиевская
психолог, голосовой тренер.
www.soundball.ru

16+
2003 — 2017
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности