Друзья, здравствуйте!
Мы поговорили в прошлый раз о том, зачем нужна и как отрабатывается
1. Широта жестов.
Сегодня предлагаю рассмотреть еще один важный принцип:
2. Открытость жестов.
Когда слово «открытость» используют применительно к описанию человека – в общих чертах мы понимаем, что имеется в виду личность доброжелательная, приветливая, чуткая. Так вот – даже обладающий такими замечательными качествами оратор может показаться зрителям фигурой мрачной, угрожающей и скрытной. И они даже не всегда смогут понять, почему это впечатление возникло. А одной из основных причин такого негативного впечатления могут оказаться «закрытые» жесты.
Попробуйте сами: встаньте перед зеркалом и сделайте несколько жестов руками, сжатыми в кулаки. А теперь еще добавьте акцент на загребающие движения к себе. Пожестикулируйте, не поворачивая к зрителям ладоней. А еще резко потычьте в воображаемый зал указательным пальцем. Как ощущения?
«Закрытые» жесты – жесты, которые оратор делает, «пряча» от публики ладони и делая акцент на движениях рук к себе, а также любые жесты кулаками. Они вызывают у зрителя напряжение и воспринимаются как угрожающие где-то там, на подсознательном уровне, как привет из древних (впрочем, не таких уж и древних) времен: не видишь раскрытых ладоней противника – значит, он может прятать оружие. Ну а уж кулак – явный символ угрозы. Посмотрите на записи речей революционных и других воинственных лидеров – они постоянно делают резкие движения сжатыми в кулаки руками, добавляя аудитории агрессии. Каждый такой жест словно ожигает зрителей плетью. Ладони оратора, призывающего к миру и спокойствию, раскрыты и обращены к слушателям.
«Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками».
Индира Ганди
Открытые жесты – полная противоположность закрытым. Для них характерны плавность даже при быстрых движениях, акцент на направление движений к зрителю, обращенность ладоней к публике. Такие жесты рождают доверие, налаживают контакт с аудиторией, вовлекают зрителя в общение, как будто обнимают его.
Кстати, коллеги – если почаще мысленно обнимать своих зрителей или собеседников, то найти с ними общий язык и выстроить хороший контакт будет гораздо легче, проверено!
Конечно, стоять на сцене с постоянно повернутыми к залу ладонями не нужно – это перебор )). Пусть открытых жестов во время нашего выступления будет примерно половина. Кроме того, важно следить за соответствием тональности жестикуляции и содержания речи. Иной раз бывает необходимо встряхнуть публику, добиться от нее как раз напряженности или растерянности — тут и кулаком по трибуне стукнуть не помешает. Но это, конечно, рецепты для особых случаев.
Поскольку в аудитории может оказаться некоторое количество почитателей известной книги Алана Пиза, не стоит без особой необходимости лишний раз скрещивать руки на груди – они немедленно блеснут эрудицией и обвинят вас в закрытости. Конечно, можно попытаться объяснить, что, если человек скрестил руки на груди, это может означать все, что угодно, но не всегда на объяснения найдется время )).
Тренировать открытость можно с помощью того же упражнения «Зеркало», о котором мы говорили в прошлый раз. Выбираем несколько ораторов, которые «отталкивают» и, наоборот, оставляют приятное впечатление. Внимательно следим и анализируем, как они используют открытые и закрытые жесты. Повторяем, примеряем, заучиваем жесты, которые могут пополнить наш арсенал.
В следующий раз мы продолжи разговор о принципах и секретах использования жестов. Разговор пойдет о некоем геометрически гармоничном ключе к успешной жестикуляции.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |