Где у нее кнопка?
Статьи Вячеслава Саломасова

Где у нее кнопка?

Здравствуйте, друзья!

Энергично спешу продолжить нашу беседу об энергетике )).

Итак – ЭНЕРГЕТИКА – один из важнейших параметров техники оратора.

Как Вы помните, в прошлый раз мы говорили, что энергетика – это умение оратора управлять уровнем активности, возбужденности, эмоциональной вовлеченности аудитории. Мы выяснили, что энергетика может быть позитивной и негативной, что она бывает низкой, средней, высокой, что  есть двадцатибалльная шкала энергетики. И еще мы говорили о том, что нет плохой или хорошей энергетики – есть энергетика соответствующая или не соответствующая целям нашего выступления. И, соответственно, очень важно для оратора уметь выступать на разных уровнях энергетики и уметь свободно переходить с одного уровня на другой, увлекая за собой аудиторию.

Теперь давайте рассмотрим – из каких параметров техники оратора, из каких кирпичиков складывается энергетика оратора, и, соответственно, как ей управлять.

«Узнай, где у  него кнопка!..»

Начнем снизу. Вспомните какого-нибудь унылого нудного лектора, энергетику которого шкала оценивает в скудные десять баллов из двадцати. Увы, всем приходилось сталкиваться с такими персонажами )). Чем характерно его утомительное бубнение?

Давайте вспомним нашу матрицу параметров техники оратора и разложим «нудного лектора» (вернее, его выступление) на составляющие части.

И вот Вам готовый набор технических характеристик оратора для создания в зале низкой энергетики.

Язык тела:

выход оратора на публику. Заурядный, стандартный, соответствующий ожиданиям, словно подсказывающий: «сейчас будет, как всегда».

внешний вид. Также заурядный, серый, без ярких деталей, без акцентов, не за что зацепиться глазу;

— поза. Стандартная, естественная, удобная для выступающего с точки зрения комфортности, малоподвижная, часто сидячая;

— перемещения. Нет или минимальные – например, маятниковые однообразные расхаживания.

— жесты. Мелкие невыразительные (или полное их отсутствие);

— мимика. То же, что и с жестами…

— контакт взглядом с аудиторией. Отсутствует, либо минимальный, некачественный

Голос:

— громкость. Недостаточная, на одном уровне.

— темп речи. Медленный, средний или быстрый – но практически неизменный

— дикция, четкость. Чаще недостаточная из-за невысокой громкости и однообразия интонаций.

— паузы. Стандартные, не используются для создания акцентов или смысловых ударений, являются частью однообразного рисунка интонации.

— интонации. Практически отсутствуют или крайне бедны и однообразны.

Начинаем добавлять энергетику:

Первое, что начинают интуитивно использовать все – угадали )) :

— увеличение  громкости.

Действительно, увеличение громкости обычно повышает энергетику оратора, уменьшение – снижает. Кто из нас не пытался перекричать, докричаться, выкрикнуть – для того, чтобы наша рожденная увеличенной громкостью повышенная энергетика сработала на привлечение к нам внимания.

Да, порой докричаться удается, но не всегда это срабатывает. Потому что энергетика – это далеко не одна только громкость. Хороший оратор может разжечь просто бешеную энергетику, говоря совсем негромко, а то и вообще МОЛЧА… за счет чего? Продолжим разбираться.

— контакт глазами.

Попробуйте в какой-нибудь компании начать негромко рассказывать, например, стихотворение, ни на кого конкретно не глядя. Когда Вы начнете, энергетика немного вырастет (молчал – заговорил), на Вас ненадолго обратят внимание, но, не встретив Вашего взгляда, быстро снова оставят в покое. Если же продолжить декламировать и, не меняя громкости, обратить свой взгляд на присутствующих (да еще усилить его жестами), реакция будет гораздо более живой – поэтому лучше, пожалуй, экспериментировать на доброжелательной аудитории )).

Да, контакт глазами с аудиторией на порядок увеличивает энергетику выступления. Почему? Устанавливая контакт глазами с залом, мы направляем свою энергетику не в пространство, а на публику, чем серьезно увеличиваем вовлеченность  слушателей. Можно кричать, бегать по сцене и размахивать флагами, но забыть установить зрительный контакт со слушателями – и наше выступление не достигнет цели, потому что большая часть энергетики уйдет в пространство, и остатка зрителям будет недостаточно.

— жестикуляция.

Когда мы начинаем жестикулировать, энергетика возрастает. Чем шире, быстрее и разнообразнее жесты, тем выше энергетика. Соответственно, если ее нужно снизить, жесты должны становиться мельче, медленнее, плавне, спокойнее. Быстрые, но суетливые жесты, назойливые жесты-паразиты энергетику оратора существенно снижают, потому что подсознательно воспринимаются публикой, как свидетельство его неуверенности.

— мимика.

Здесь та же история, что и с жестами. Лицо без мимики  воспринимается, в первую очередь, как свидетельство отсутствия у оратора эмоций, что существенно снижает энергетику. Активное использование мимики, в свою очередь, энергетику усиливает. Улыбнитесь Вашим слушателям – и сразу почувствуете, что это, действительно так )).  А как мощно работает мимика на создание негативной энергетики! Сразу вспоминается «Ревизор» Гоголя:

«…смотрителю учебных заведений нужно позаботиться особенно насчет учителей… Один из них, например… никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак… Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству».

— перемещения.

Ученые подсчитали, что движущийся объект привлекает наше внимание в семь раз больше, чем статичный. Соответственно, нетрудно догадаться, что оратор, использующий перемещения во время выступления, увеличивает свою энергетику значительно. Однако, перемещения могут быть разными. Равномерное монотонное расхаживание туда-сюда будет гипнотизировать зал и только добавит выступлению нудности. Энергетику создают изменения! Перемещения влево-вправо дадут больше энергетики, чем стояние на месте. Смена направления и движение вперед к публике создает еще больший подъем. А ведь можно еще использовать третье измерение и подпрыгивать – энергетика просто забурлит! ))

«То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Действительно, приближение к аудитории – беспроигрышный способ повысить энергетику: один шаг вперед – один балл в плюс. Главное – не увлечься и не нарушить границ личного пространства первых рядов )).

— темп речи и паузы.

Важные инструменты управления энергетикой. Ускорение темпа речи ведет обычно к повышению, а замедление – к снижению энергетики. Паузы смысловые, используемые во время выступления намеренно – очень сильное средство повышения энергетики. Пауза прекрасно создает акцент на важном высказывании, аргументе, тезисе. Использование паузы умелым оратором привлекает внимание зала и повышает его энергетику сильнее десятка минут громкой декламации. Вспомните знаменитые театральные паузы, когда высокое мастерство актеров создает такое напряжение в зале, что, кажется, сам воздух вот-вот заискрится.

— интонации.

Интонации, выражающие эмоциональное состояние оратора, являются, возможно, самым сильным катализатором энергетики – ведь именно проявляемые во время выступления оратором  эмоции зажигают публику, вовлекают ее, заставляют сопереживать или возмущаться — заставляют откликаться!

Речь, бедная интонациями, неинтересна, бледна и непривлекательна. Хотите высокой энергетики – используйте разнообразный интонационный рисунок речи.

А теперь – ВНИМАНИЕ! КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО! Это слово —

РАЗНООБРАЗИЕ.

Вы уже наверняка обратили внимание – говоря о любом параметре технике оратора, создающем энергетику, мы подчеркивали, что на увеличение энергетики работает изменение этого параметра!

Вы можете носиться по сцене как реактивный самолет – через две минуты никто не будет Вас замечать. Вы можете кричать как Тарзан в джунглях – через три минуты никто не будет Вас замечать. Вы можете делать что угодно,  но  если Вы будете делать одно и то же — через пять минут никто не будет Вас замечать.

Однообразие жестов, даже замечательно широких, приедается. К однообразному рисунку интонаций, даже самых впечатляющих, привыкают. Однообразные перемещения, даже самые экстравагантные, надоедают.

Если оратору нужна высокая энергетика – оратору нужно быть разнообразным.

Кстати – это очень подходящий момент, чтобы закончить сегодняшнюю нашу беседу )). Пора ехать на тренинг.

Говорить об энергетике, на самом деле можно еще много  — важная большая тема. Мы так или иначе еще не раз к ней вернемся – и в убеждающем выступлении, и в художественном рассказе, и в тостах…

Верных Вам слов и верных решений!


Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/


16+
2003 — 2017
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности