Куда девать руки? Ноги? Как стоять? Поразмышляем над этими вопросами.
Если тело не знает куда себя девать, то проще всего вспомнить классическую основную позу оратора и начать выступать из нее.
Второй случай, когда полезно вспомнить об основной позе оратора, когда у тела, вроде бы и есть комфортные формочки. Но наблюдатели со стороны говорят: "наверное, тебе и хорошо в такой позе, но ты ее лучше смени, т.к. со стороны она смотрится не лучшим образом". В этом случае, несмотря на то, что самих нас поза устраивает, тоже стоит поискать такое положение для тела, которое устроит не только вас, но и большую часть слушателей.
***Не поленитесь, и прямо сейчас встаньте перед зеркалом, чтобы попробовать, как чувствует себя ваше тело в основной позе оратора.
Ноги на ширине плеч (если слишком большое расстояние между ногами, то разлапистость, если слишком маленькое, то неустойчивость). Для девушек в юбке - обычно лучше ноги чуть уже.
Носки врозь, на 30-40 градусов. Если носки внутрь, хотя бы на 1 градус - от оратора сразу веет неуверенностью. Если больше чем 50-60 градусов, то получается походка Чарли Чаплина, что тоже неудачно.
Колени прямые (опора на обе ноги). Ноги, согнутые в коленях, опять же создают ощущение неуверенности, поэтому колени прямые и как бы слегка пружинят. При этом колени чуть-чуть расслабленны (т.к. если они будут напряженными, то уже через пять минут ноги сильно устанут).
Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60% на передней ноге. Вы как бы подаетесь по направлению к слушателям. Если опираться на заднюю ногу, то создается ощущение, что вы отстраняетесь от слушателей. Иногда можно опираться и на заднюю ногу, например, когда вы принимаете обратную связь, но в большинстве случаев - важно телом чуть наклоняться в сторону слушателей.
"Вектор силы" от груди, вперед и вверх. Если посмотреть на тело оратора, то можно метафорично представить, где находится центр движения, в каком направлении исходит это основное движение. Часто (особенно у мужчин) это таз (и в результате, поза получается, когда таз выпячивается вперед). Иногда "вектор силы" идет от груди, но по направлению вниз. И тогда - транслируется сутулость, зажатость.
Прямая осанка. Представляем, что к нашей макушке привязана ниточка и она тянет нас вверх. Все тело выпрямляется, как струна. Подбородок приподымается. Взгляд параллельно полу.
Распрямляем плечи. Для этого приподымаем их вначале вверх, потом отводим максимально назад и потом бросаем вниз. Руки спокойно висят вдоль туловища. Ладони - чуть-чуть развернуты в сторону слушателей (но точно не тыльной стороной ладони к слушателям). При необходимости взлетают вверх, чтобы совершить жест, и после этого плавно опускаются вниз.
Добавляем комфорта (+-
Важно чтобы вам было комфортно! Если классическая поза неудобна (а такое бывает) - ищите другую, не забывая при этом, чтобы ваша основная поза была комфортна не только вам, но и слушателям!
Стоит рядом с оратором оказаться доске, трибуне, стенке, столу или любой другой опоре, как сразу же проявляется тенденция схватиться за эту опору.
Если все-таки не можете удержаться от соблазна схватиться за стол или трибуну - то опирайтесь двумя руками (а не одной). Так обычно получается и более симметрично и более уверенно.
Руководитель и ведущий тренер
"Университета Риторики и Ораторского Мастерства"
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |