День добрый, друзья
Сегодня я хочу поговорить с вами о метасообщении, и о том, как мы можем его использовать для усиления воздействия на слушателей. Итак, что такое метасообщение?
Приставка «мета» означает «сверх», «над» и «супер». Таким образом, метасообщение это сверхсообщение о сообщении, или, другими словами, невербальное сообщение о нашем выступлении, о нас самих, и о нашей аудитории.
Практика показывает, что, как правило, большая часть времени, доступного на подготовку презентации, расходуется на написание содержания. В то время как согласно исследованиям, воздействие на слушателей во время выступления складывается, прежде всего, из невербальной коммуникации, и распределяется следующим образом:
Зная эту статистику, думаю излишне комментировать, на какие именно элементы презентации следует обратить особое внимание во время подготовки.
Есть вещи, которые понятны только во всей полноте. Их нельзя делить на части. Они больше, чем сумма своих частей — вот в чем вся штука. Это главная беда «искателей истины». Истина больше, чем простое соединение ее частей. Музыка — не просто сумма отдельных нот и звуков, нет, она гораздо больше! Когда ноты сливаются друг с другом, возникает гармония, и этой гармонии не было ни в одной отдельной нотке. Я вот говорю с вами, и вы можете раздробить эту беседу на отдельные слова и найти каждое из них в словаре, но меня вы в словаре не найдете! Возьмите вместо меня словарь и скажите: «Тут и так есть все его слова, зачем его слушать?»
Раджниш, «Горчичное зерно»
Когда наше содержание не совпадает с тем, как мы звучим, и с тем, как мы выглядим, (или другими словами, мы ведем себя неконгруентно), то слушатели верят, прежде всего, невербальному сообщению, и как результат — теряют доверие, как к оратору, так и преподносимой им информации.
Также плохо, когда оратор использует неподходящее метасообщение. Помните, доктора Ливси из мультика «Остров Сокровищ»? В этом случае эффективность выступления также падает.
Примеры метасообщений, отрабатываемых во время тренинга «Видеотренинг: Работа в Жанрах»:
Как показывает практика, далеко не все могут с легкостью показать непоколебимую уверенность, пламенный энтузиазм, или искреннее удивление. Здесь нам может пригодиться прием, уже много лет применяемый актерами, и который называется актерское задание.
На своих мастер-классах и тренингах, посвященных метасообщению, я люблю делать такое упражнение. Я даю двум добровольцам отдельную инструкцию:
После того, как добровольцы выполнять это задание, я собираю обратную связь у участников. Как правило, обратная связь следующая:
Какие выводы вы можете из этого сделать для своей презентации? Если нам не удается с легкостью показывать то, или иное метасообщение, мы можем его заменить подходящим актерским заданием, при этом публика эту подмену, как правило, не заменит.
Как то во время тренинга участнице никак не удавалось продемонстрировать удивление. Публика, как в свое время Станиславский, говорила: «не верю». После того, как ей было дано актерское задание выйти и представить, что у нее расстегнулся лифчик, удивление получилось «на удивление» живое и естественное.
Вы можете бесконечно экспериментировать с различными актерскими заданиями, добиваясь необходимого и убедительного метасообщения.
Помню во время отработки выступления-разноса, выступающий никак не мог избавиться от метасообщения перепуганного зайца. Удивительно, но простое актерское задание моментально преобразило все выступление: «Вы — доктор Виктор Франкенштейн. Вы сейчас во время своего выступления должны решить, у кого какие части тела вы возьмете для создания своего очередного монстра».
Честное слово, на выступающего было страшно смотреть.
Во время работы с метасообщением самый незаменимый ваш помощник — видеокамера. Советую использовать метод пятикратного просмотра выступления видео:
Никита Ковалев
Тренинг Центр «Оратор», Харьков
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |