Здравствуйте, друзья!
Подошло время очередного выпуска нашего журнала. Спешу продолжить интереснейшую (и полезнейшую!) тему словесной импровизации. Как Вы помните, в прошлый раз мы поговорили о том, что словесная импровизация (СИ) — это уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки и умение незаметно переводить беседу на тему, нужную нам. Умение импровизировать помогает в самых различных ситуациях, облегчает подготовку к выступлению, но при этом не избавляет от необходимости готовиться к нему совсем. Импровизация – это страховка, которая придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не спасет, если Вы не знаете предмета своей речи, и не заменит других важных параметров ораторского мастерства.
Также мы говорили, что СИ – не какой-то особый врожденный талант, это техника, которой можно обучиться. Главные составляющие этой техники – достаточно высокий интеллектуальный уровень, хороший словарный запас и несколько технических ораторских приемов, дающих возможность эффективно пользоваться и тем, и другим )). Вот об этих приемах мы и начнем беседовать сегодня. Итак –
ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Прием, о котором пойдет речь в первую очередь, первый и, на мой взгляд, главный прием словесной импровизации — АССОЦИАЦИИ.
Он связан с особенностью процесса человеческого мышления. Психологи говорят, что наше мышление ассоциативно. И как камень, упавший в воду, образует на ее поверхности расходящиеся круги, так и любое понятие, слово, образ окружающей действительности, залетевшие в нашу голову, рождают в ней поток разнообразных ассоциаций, так или иначе связанных с «камнем», их запустившим.
Произнесите, например, слово «яблоко». Какие ассоциации возникли в голове? С какими Вашими мыслями, образами, воспоминаниями связано это слово? Что приходит на ум в первую очередь? Во вторую? В третью?
Кто-то представил себе просто яблоко – большую желтую Грушовку или пронзительно-кисло-зеленую Семеринку, или краснобокое Молдавское – уже здесь возможны разные варианты )). Продолжим развивать ассоциативный ряд – и вспомним яблочное варенье, компот, сок, пирог, яблоки запеченные и сушеные. Потом всплывет в памяти раскидистая старая яблоня с ветвями, гнущимися колесом к земле под тяжестью поспевших плодов, а потом – майский прекрасный цветущий яблоневый сад и (возможно) песня «Яблони в цвету» )).
А ведь еще есть кони в яблоках, матросский танец «Яблочко», политическое движение «Яблоко», а еще Big Apple – «Большое Яблоко» — город Нью-Йорк и просто Apple – компания, которая делает макбуки, айфоны и айпады…
Список ассоциаций можно продолжать и продолжать. Чем ближе нам тема, тем больше их приходит в голову в единицу времени (что очень важно для успешной СИ без «зависаний»). И каждая такая ассоциация – словно картинка, а то и целая цепь ярких картин, движущихся образов со своими характерами, звуками, запахами… и обо всем этом можно рассказывать и рассказывать людям перед нами – вот и получается импровизация на тему «Яблоко»!
Череда ассоциаций, связанных с заданной темой, словно бахрома белых лепестков ромашки пышным венцом окружает желтую сердцевину темы. Оратор как муравей уползает от этой сердцевины по одному краю лепестка, делает петлю и по другому краю возвращается к теме, чтобы отправиться в новый виток – по следующему лепестку. Чем больше лепестков, тем больше путей, тем разнообразнее и красивее может получиться наш рассказ. Это и есть первый прием словесной импровизации под названием «Ассоциации». Первый, но не единственный )).
Очень часто случается так, что развиваемая в данный момент тема не слишком нас устраивает, потому что:
— исчерпала себя, надоела или сразу была неинтересна зрителям,
— мало нам знакома и поэтому не рождает в голове интересных ассоциаций,
— не соответствует нашим целям,
— была изначально выбрана, как предварительная-переходная-промежуточная,
— не устраивает нас по любой другой причине.
В таком случае тему следует, конечно, сменить – и лучше это сделать вовремя, легко, изящно, незаметно – как будто бы в ходе естественного развития разговора. Для этого у нас есть второй прием СИ, который называется
ПЕРЕХОД ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ.
Сущность этого приема довольно прозрачна и вытекает из его названия )). Вернемся к нашей ромашке ассоциаций. Если путешествующий по ее лепесткам оратор – не просто энергично бегающий, но еще и умный муравей, то он, подняв голову, заметит, что поле вокруг заросло тысячами других прекрасных цветов. И лепестки нескольких из них соприкасаются с лепестками его ромашки так плотно, что перейти на соседний цветок не составляет труда. А потом можно и на следующий перейти. И еще, еще, еще перейти – и в итоге добраться до того цветка, который больше нравится.
В нашем примере с яблоком это может выглядеть так. Сначала очередная ассоциация с яблоком:
«а еще всем известна история о великом ученом Ньютоне, которому на голову упало яблоко. Он задумался, почему яблоки падают вниз – и открыл закон всемирного тяготения». ПЕРЕХОД!
«Удивительно, что миллионы людей видели, как падают яблоки, но не открывали никаких законов, а Ньютон задумался – и сделал великое открытие!» НОВОЙ ТЕМОЙ СТАНОВИТСЯ НЬЮТОН.
«Ньютон открыл еще много важнейших физических законов, его называют основателем классической физики, которая с времен Ньютона практически не изменилась. Жил он, кстати, в бурное, опасное время — в 17 веке, в Англии…» ПЕРЕХОД!
«Тогда Англия сделала огромный шаг в собственном развитии и начала превращаться в могущественную Британскую империю – «Империю, над которой никогда не заходит солнце» — НОВОЙ ТЕМОЙ СТАЛА АНГЛИЯ…
Таким образом, используя переход по последнему слову, мы превращаем одно из слов, описывающих ассоциацию к прежней теме в самостоятельную новую тему – и дальше продолжаем импровизировать, развивая новые ассоциации – уже к этому слову.
Два этих приема СИ, искусно чередуемые, уже дают нам возможность хорошо импровизировать на разные темы, переходить с одной темы на другую, поддерживать так называемую «светскую беседу» и готовиться к презентациям, опираясь на тезисы и не заучивая текст.
Желательно, когда мы используем эти приемы, избегать некоторых крайностей:
— слишком примитивных и явных ассоциаций,
— грубых и агрессивных ассоциаций,
— ассоциаций, слишком оторванных от основной темы
— слишком быстрых переходов от темы к теме (в каждом предложении, например). Это может быть использовано намеренно, как гротесковый художественный прием, но не более того.
Для овладения этими приемами СИ нам нужно хорошенько с ними попрактиковаться – хитрых обходных путей приобретения навыка уверенной импровизации не существует. Поэтому предлагаю Вам домашнее задание – вольная импровизация «отсюда и в пространство» на тему любого попавшего на глаза предмета. Желательно делать это вслух и с часами – сначала продержитесь без зависаний минуту, потом полторы, потом две. Главная задача на этом этапе – не «зависать», не делать длительных пауз, когда мучительно думаешь, о чем дальше говорить. Ищите и придумывайте новые, самые невероятные ассоциации, только не замолкайте. Пусть речь будет казаться малоосмысленной, это пока совершенно не важно – надо же когда-то позволять себе говорить глупости )). Потренируйтесь, понаблюдайте за собой и поделитесь результатами – будет интересно узнать, как у Вас это получилось, какие возникли трудности, какие темы давали самые интересные и неожиданные ассоциации.
А об остальных (не менее важных и интересных) приемах словесной импровизации мы поговорим уже в следующий раз.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |