Оратор и зритель. Тактики народных поэтов.

Публикации из раздела "Ораторское искусство"

Оратор и зритель. Тактики народных поэтов.

Здравствуйте, друзья!

Надеюсь, явные признаки неуклонно наступающей весны существенно поднимают вам настроение – и в то же время не слишком отвлекают от важных дел. Тем более, что время не ждет – пора рассмотреть очередное цепляющее действие. Сегодня это

3. Описание реальности.

Само название подсказывает, что прием довольно легок в исполнении )). Мы просто говорим о том, что в данный момент происходит вокруг нас.

Так обычно складывают свои песни народные акыны – поют о том, что видят.

Кстати, можно описывать и то, что происходит внутри нас – если мы сочтем это более подходящим к целям. Важно помнить, что речь должна идти именно о «здесь и сейчас» – о той же самой реальности, где находится наша аудитория.

Вы, конечно же, помните, что описание реальности – это один из приемов словесной импровизации, которые мы изучали в одном из прошлых выпусков. Его хорошо использовать для начала речи, он прекрасно выручает, если мы вдруг потеряли мысль и не знаем, о чем дальше говорить. Оказывается, это еще не все его возможности. ))

Описание реальности является сильнейшим цепляющим действием. Ведь то, что происходит в данный момент вокруг оратора (и попадает в его описание), происходит и вокруг зрителей – значит, он рассказывает и о них! А уж если мы скажем несколько слов про некоего конкретного Васю (хотя бы отметим, как он в ухе мизинцем крутит) – это для Васи будет примерно как себя в телевизоре на «Поле чудес» увидеть. Важно только интонации подобрать позитивные, доброжелательные.

Описание реальности вовлекает зрителей в процесс, превращает их в участников – а участвовать куда интереснее, чем просто слушать!

Когда использовать.

Как и вопрос к отдельному зрителю, описание реальности отлично помогает «вернуть» зрителя, который отвлекся или заскучал – особенно, если сделать главным героем этого описания именно его (и снова – помним о доброжелательности!). При этом можно назвать «героя» по имени, а можно просто описать «некоторых из присутствующих» так, что они легко поймут, о ком речь.

«Друзья, обратите внимание, что вещи, о которых я сейчас скажу, могут существенно помочь в дальнейшем всем вам – даже тем, кто сейчас украдкой набирает смс на телефоне…» 

Описанием реальности хорошо «разбавлять» длинные куски теоретического материала на одну тему – в традиционной подаче они просто обречены на скуку. Если мы чувствуем, что какая-то часть нашего выступления опасно однообразна – находим в окружающей реальности повод прерваться. Можно спросить, хорошо ли видно доску – и предложить сесть поближе. Можно позаботиться об удобстве и самочувствии зрителей и даже попросить их о помощи:

«Мне кажется, на заднем ряду не совсем хорошо слышно. Коллеги, давайте мы здесь поплотнее стулья поставим, и все будут ближе…»

Хороший оратор умеет нестандартно «пришить» теорию к окружающей зрителей действительности и встряхнуть их новым, необычным образом привычного, казалось бы, мира.

«… Возьмите в руки космические ложки! Подкрепитесь основательно – ракета до обеда на землю не вернется…»

Кроме обычных ситуаций применения цепляющих действий, о которых мы говорили раньше, описание реальности просто незаменимо, если происходит что-то неожиданное, неординарное, не предусмотренное планом выступления. Например, на сцену выходит кошка, или со стола сваливается графин с водой. Или хотя бы телефон звонит. Конечно же, зрители отвлекаются на неожиданность – и делать вид, что ничего не случилось, просто глупо.

Как и пытаться быстро вернуть всех «в тему» с помощью приказа в стиле плохого школьного учителя: «Немедленно прекратить шум!» 

Для человека абсолютно естественно переключать внимание на новое и неожиданное – значит, надо возглавить этот процесс и прокомментировать происходящее (хорошо, если получится остроумно). Это называется «легализация», или «ратификация».

Сотрудники  вытащили  третье глупое дитя лейтенанта Шмидта на крыльцо и принялись  неторопливо  раскачивать.  Паниковский молчал, покорно глядя в синее небо.

— После непродолжительной гражданской панихиды… – начал Остап.

В  ту же самую минуту сотрудники, придав телу Паниковского достаточный размах и инерцию, выбросили его на улицу.

— .. тело  было  предано  земле,  —  закончил  Бендер.

И.Ильф, Е.Петров, «Золотой теленок».

Как видите, разговор об очевидном тоже может быть интересным и полезным – если немного потренироваться )).

Для отработки рекомендую отличное упражнение «Экскурсовод». В легкой версии – просто рассказываем о том, что видим вокруг себя. Только обязательно вслух – и обязательно связно, интересно и проникновенно, с множеством интонаций и жестов.

Есть вариант интереснее: выбираем сами (или нам партнер подбрасывает) некую обычную вещь – ручку, кружку, перчатку, флэшку – и в стиле экскурсовода Эрмитажа импровизируем интересную историю о ней. И тогда в нашей власти превратить заурядную ложку в орудие подкопа и побега Эдмона Дантеса из заточения в мрачных камерах замка Иф, а перчатку с дыркой на пальце сделать той самой легендарной перчаткой, о которой писала Ахматова… Творите чудеса, станьте на время волшебником!

Поработайте над описанием реальности. А в следующем выпуске поговорим о еще одном цепляющем приеме – также очень полезном.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов   

Психолог, коуч, бизнес-тренер.   

Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"   

https://vernoeslovo.com


16+
2003 — 2018
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности