Здравствуйте, друзья!
Сегодня речь у нас пойдет о важнейшем параметре техники общения оратора с публикой – о перемещениях. Даже опытные спикеры часто недооценивают его, используют интуитивно, как попало.
Возможно, такое невнимание связано с въевшимися традициями советских партийных заседаний – выступления в стиле «голова из-за трибуны читает по бумажке» перемещений не подразумевали в принципе. Даже советские эстрадные певцы, исполняя свои песни, прочно стояли перед микрофонами.
Перемещение может серьезно усилить речь при умелом использовании – и серьезно навредить, если его не учитывать. Оратор, передвигающийся по сцене легко и свободно, приковывает внимание, внушает доверие, создает впечатление уверенного профессионала – пересмотрите презентации Стива Джобса. Человек, «прибитый гвоздями» к одному месту или наоборот суетливо дергающийся сразу во всех направлениях, или равномерно вышагивающий туда-сюда, может совершенно испортить даже очень интересное и важное по содержанию выступление.
Как использовать перемещения правильно? Вообще –
ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?
Ученые говорят, что движение привлекает наше внимание в 7 раз больше, чем обычный неподвижный фон.
Уточним: не просто движение, а какое-либо изменение по сравнению с обычным фоном. Например, раскачивание маятника часов на стене – это тоже движение, но привычное, на которое мы не обращаем никакого внимания. Скорее, привлечет внимание внезапная его остановка )).
Соответственно, передвижение оратора – это мало кем осознаваемый, и в то же время, очень мощный инструмент управления вниманием наших слушателей. С помощью движения мы можем привлекать, удерживать, акцентировать, убаюкивать внимание аудитории, нужно только уметь этим пользоваться.
Управление энергетикой выступления.
Перемещение – один из основных инструментов управления энергетикой оратора. Изменение скорости и интенсивности перемещений приводит к резкому подъему энергетики, а мерные однообразные перемещения вводят публику в транс. Простое приближение к слушателям без изменения других параметров повышает энергетику выступления на один балл за один шаг (и так же снижает при отдалении).
Работа с «трудным слушателем».
Этот эффект приближения отлично помогает управляться с «трудным слушателем». Вспомним школьное детство – учителя и сейчас активно применяют этот прием. Достаточно порой приблизиться на несколько шагов к увлекшемуся своими делами ученику (то есть зрителю), чтобы «вернуть» его в общий процесс.
Акцентирование частей выступления.
С помощью изменения места на сцене можно расставлять отличные дополнительные акценты в своем выступлении. Так, чтобы подчеркнуть важную мысль, можно взять небольшую паузу и сделать два-три шага к зрителям – это захватит внимание аудитории и покажет значимость момента.
Перемещения помогают отмечать переход к новой части выступления. Закончив мысль, добавляем к паузе пару шагов в сторону – и продолжаем с новой идеей с нового места.
Сигнал о начале и окончании речи.
Порой приходится брать слово самому, не ждать, пока о нашем выступлении объявят. В таких случаях важно быстро и решительно перехватить, привлечь к себе внимание немного раньше того, как мы начнем говорить. Этого легко добиться с помощью перемещения. Встать, если до этого сидели, или сделать шаг-два вперед, если стояли «в общем строю» — помните, изменение привлекает внимание!
Если мы начинаем свою речь в каком-то месте сцены, а затем в процессе выступления перемещаемся, возвращение к месту начала будет служить для зрителя сигналом о том, что выступление подходит к концу.
Установка «эмоциональных якорей».
Психологи уже давно советуют руководителям разговаривать с подчиненными «о хорошем» и «о плохом» в разных частях своего кабинета, а то и в разных помещениях.
Кстати – совет хорош и для семейной жизни.
Соответственно, и оратор может использовать этот прием. Если нам приходится совместить в речи «хорошую и плохую новости», говорим о них в разных местах сцены. Причем – о хорошем говорим, конечно же, там, где больше находимся во время выступления в целом. Тогда негатив в глазах зрителя ассоциируется с обстоятельствами, а позитив – с оратором )).
Использование уже созданных «якорей».
Когда мы выступаем «в списке», важно обратить внимание на речи других ораторов. Особенно важен тот, кто выступил непосредственно перед нами. Если это оказался «гонец с плохими новостями» или просто слабый спикер – полезно будет по возможности дистанцироваться от него физически, начать свою речь, стоя в другом месте. Так мы не подхватим негатив, оставшийся у зрителей от предыдущего выступления. Если же речь предшественника принесла зрителям много положительных эмоций – смело занимаем его место и начинаем говорить, подхватываем волну позитива аудитории.
Управление волнением.
Как вы помните из наших бесед о волнении при публичных выступлениях («Дышите глубже, Вы взволнованы!..»), физическая нагрузка помогает оратору «пустить в дело» бурлящий в крови излишек адреналина. Ходьба – это тоже физическая нагрузка! Если мы уже вышли к зрителям, а от волнения все еще дрожат руки и слабеют колени, можно успокоиться, энергично передвигаясь по сцене. Важно только, чтобы эти перемещения выглядели естественно )).
Итак, чтобы добиться успеха в мастерстве публичных выступлений нужно смело включать в выступление передвижения. Кстати – они так же важны и в других жанрах и делового, и личного общения. О том, как это делать наиболее эффективно, какие правила перемещений важно выполнять, поговорим в следующем выпуске.
В качестве домашнего задания предлагаю вам просмотреть выступления Стива Джобса (на презентации I-phone, например) и других мастеров. Как они используют перемещения, каких целей добиваются, что из их арсенала пригодится в работе вам – смотрите, перенимайте, используйте.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |