Здравствуйте, друзья!
Как всегда, много интересных ситуаций, обсуждений, вопросов. Среди прочих запомнился разговор о первом впечатлении, производимом оратором на публику – когда оно начинает складываться, как влияет на дальнейший ход выступления, что нам нужно делать, чтобы создать о себе нужное первое впечатление – позитивное и сильное.
Несомненно, первое впечатление, производимое на аудиторию, имеет очень большое значение для общего успеха – словно ветер для парусника. Позитивное впечатление – ветер попутный, который легко гонит корабль нашего выступления вперед к порту назначения без задержек, негативное – встречный. Он тормозит, заставляет лавировать, тратить дополнительные силы, а то и вовсе сменить курс или бросить якорь на полдороги…
Даже, если Вы уже известный человек, и «пред-первое» впечатление у зрителя создается автоматически – благодаря имени и соответствующему статусу – «живое», реальное первое впечатление нельзя недооценивать! Оно может как многократно усилить начальный позитив, так и привести к сильнейшей негативной реакции, если ожидания публики будут обмануты.
Как Вы думаете – когда начинает складываться первое впечатление об ораторе и его выступлении? Когда мы произносим первые слова? Да. И еще раньше. Когда мы располагаемся на ораторской позиции? Да. И еще раньше. Когда идем через зал к микрофону? Да. И еще раньше. Когда звучит объявление о нашем выступлении? Да, пожалуй, следует позаботиться о создании первого впечатления о себе именно с этой точки.
Конечно, начальные впечатления об ораторе сознательно или подсознательно складываются у слушателей даже раньше – в зависимости от характера мероприятия, от способа сбора людей, от того, что и как написано в объявлении или рекламных программках. Но, к сожалению, на эти факторы мы чаще всего не можем повлиять. Зато можем их учесть при подготовке выступления и строить свои дальнейшие действия соответственно.
Обязательно стараемся проверить, как нас планируют объявить публике. Могут, например, ошибочно записать фамилию или перепутать имя – и это еще полбеды! Хуже, если Вы, например, начальник отдела или руководитель филиала компании, а Вас представят, как ее гендиректора (приятно, конечно, но настоящий гендиректор может обидеться). Специалист по праву может оказаться специалистом по травам, а руководитель секции превратится в руководителя секты )). В итоге придется как-то выкручиваться, импровизировать, обыгрывать ситуацию, тратить драгоценное время и не факт, что выступление удастся спасти.
Итак, объявление о нашем выступлении громко и правильно прозвучало – пора выходить.
Внимание! Нужно сделать это правильно!
Потому что это очень важный для создания хорошего первого впечатления параметр техники оратора –
ВЫХОД НА ПУБЛИКУ
Довольно часто можно наблюдать забавную картину, когда приглашенный на сцену оратор, словно ямайский спринтер, сразу «берет быка за рога» и начинает свою пламенную речь прямо по дороге к месту выступления. Аудитория еще делится впечатлениями от предыдущей речи, роется в сумочках, раскладывает и складывает носовые платки, а наш тореадор уже выдал добрую треть своей ценной информации – скорее всего, в никуда. Говорение на ходу, спиной или боком к неподготовленной публике немногие в зале смогут услышать и понять.
Другой крайне нежелательный вариант, когда человек уже после приглашения на сцену начинает по пути приводить себя в порядок – отряхивать на ходу одежду, застегивать недозастегнутые пуговицы и молнии, сморкаться (хотя бы и в носовой платок) или причесываться. Это, конечно, может вызвать некоторое оживление в зале, но первое впечатление, скорее всего, испортит окончательно.
Помним – с момента объявления наше выступление уже началось!
Часть взоров уже устремлена на оратора – ведем себя соответственно. Никаких завязываний шнурков и отряхиваний – мы в идеальной форме. Если нужно что-то взять с собой на сцену – не роемся судорожно в сумках и портфелях, все уже под рукой. Лучше, кстати, когда бумаги мы несем в солидной папке, а не в виде взлохмаченной кучи. Шаг энергичный, пружинистый – маршрут нужно наметить заранее, чтоб не заплутать между рядами. Если возможно, просто подходим ближе к сцене заранее. Конечно же, не начинаем ничего рассказывать по дороге, терпим до сцены )).
Заняли ораторское место на сцене –
ДЕЛАЕМ НАЧАЛЬНУЮ ПАУЗУ!
Начальная пауза – очень важная часть нашего выступления и прекрасный инструмент создания благоприятного первого впечатления о себе.
— она создает хороший акцент на начале речи,
— она помогает нам собрать на себя внимание аудитории,
— она помогает оратору поднять свою значимость в глазах публики – если он не начинает говорить, пока зал полностью не затихнет и не обратит все свое внимание на него, значит, уважает себя и высоко ценит предстоящее выступление.
Самому оратору начальная пауза тоже очень кстати – можно оглядеть аудиторию, найти позитивных слушателей, сделать пару дыхательных упражнений, раскрутить внутри себя на нужный уровень маховик энергетики.
Убедились, что аудитория готова, что контакт установлен, что мы с ней настроились на одну волну – можно начинать!
Не только мы во время начальной паузы «сканируем» публику – и зрители, конечно, внимательно изучают нас. И первое, что они увидят и оценят – наш
ВНЕШНИЙ ВИД
Не углубляясь в детали – вотчину профессиональных стилистов и имиджмейкеров – подчеркну первое главное правило:
Внешний вид оратора должен помогать ему в достижении целей выступления.
Если у нас нет задачи эпатировать и провоцировать публику, подчеркнуть свой особый имидж или необычный статус, будет разумно выбрать внешний вид, отвечающий ожиданиям аудитории. Не хочу повторять банальностей, наподобие «к банкирам нельзя идти в ковбойке и шлепанцах», лучше поделюсь с Вами одной забавной и очень верной африканской пословицей:
«В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге…»
И правда – чаще всего хорошо, когда публика воспринимает оратора, как «своего», равного. А еще в ряде ситуаций лучше, когда она видит в ораторе лидера. Поэтому в деловом мире, например, многие следуют принципу – для публичного выступления одеваться чуть строже, чем слушатели. А есть еще другой ряд иных ситуаций и иной ряд ситуаций, совсем отличных от обычных ))…
Как видим, мало просто знать, что в деревне живут одноногие – надо еще знать, правые у них у всех ноги или левые, пользуются ли они костылями или скачут просто так, носят ли они ботинки и, кстати, есть ли у них руки ))…
Так что и в африканской деревне, и в любом другом случае отвечать ожиданиям аудитории и выглядеть наиболее выгодно нам помогает второе главное правило:
Перед тем, как выбрать внешний вид для выступления, узнай об аудитории ВСЁ. Или как можно больше…
Ну, а с полным набором необходимой информации можно и к имиджмейкеру сходить – он подскажет, как убрать лишнюю ногу ))…
О двух других параметрах техники оратора, непосредственно создающих у аудитории первое впечатление, которые называются основная поза оратора и базовое положение рук, мы поговорим в следующей беседе. Вы узнаете:
— какие основные претензии высказываются обычно к позе оратора во время выступления
— как стоять на сцене свободно и естественно
— куда девать руки, когда все на них смотрят
— чем нам мешает белый шум
— и другие полезные и интересные вещи об этом пресловутом первом впечатлении
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |