Здравствуйте, друзья!
Надеюсь, вы уже отлично отработали на практике правильный порядок действий при встрече с вредным слушателем:
Первое – сохранить себя. Продолжаем вести себя уверенно, спокойно, авторитетно – остаемся главным лицом в зале.
Второе – сохранить позитивную аудиторию. Приоритет внимания – тем, кто нас поддерживает и настроен слушать выступление.
И только третье – по возможности попробовать вернуть «вредного» зрителя. Разумеется, под словом «вернуть» мы понимаем возвращение внимания слушателя, его интереса и доброжелательного позитивного участия в нашем выступлении
Сегодня предлагаю поговорить как раз о третьем номере нашей программы ).
КАК ВЕРНУТЬ ВРЕДНОГО СЛУШАТЕЛЯ
Разберемся сначала с простой ситуацией – зритель вредничает не по злому умыслу. Даже не вредничает – просто отвлекся, потерял концентрацию, задумался о чем-то своем. Между прочим, это важный сигнал для нас – возможно, голос звучит монотонно или тема скучновата. Сразу приходят на память школьные уроки и трансовые размышления о воронах за окном или о девочке с первой парты )).
Соответственно, энергетику срочно нужно поднимать. И вы уже знаете, как этого добиться – с помощью изменений.
Нужно изменить громкость голоса или темп речи, включить иные интонации или вообще вдруг замолчать, сделать нестандартный жест или неожиданное перемещение – любое нарушение привычного хода событий вызывает инстинктивное привлечение внимания.
Видимо, это правило сохранилось с древних времен, когда любая неожиданность несла в себе смертельную опасность для пещерного человека – тех, кто не обращал внимания на перемены, уже давно съели…
Хорошо, если эти перемены органично вплетаются в наше выступление и не выглядят надуманными, неестественными для тех, кто с самого начала на ворон не отвлекался )). Для этого полезно продумать энергетический рисунок речи еще до выхода к публике. А продумать и отрепетировать – вообще идеально.
«Вот здесь я 5 минут выдаю первую часть основного материала, затем делаю пару шагов влево-вперед и рассказываю байку про лошадь – это 2-3 минуты. После этого перехожу к проектору и показываю слайды с третьего по шестой. С комментариями займет 4 минуты. После четвертого обязательно спросить, был ли кто-нибудь на итальянских виноградниках…» — в этом случае вы просто не оставите публике ни единого шанса для вредности от скуки или потери концентрации. Именно так готовили и готовят свои выступления лучшие ораторы мира.
Аргумент слаб, повысить голос». Из заметок на полях черновика речи Уинстона Черчилля.
К «мерам общего воздействия» всегда можно добавить и простые точечные приемы, адресованные непосредственно «нарушителю». Достаточно любым способом выделить нашего уважаемого зрителя из общего фона и дать несколько акцентов внимания ему лично.
Порой это может быть просто чуть более внимательный (или долгий, или пристальный, или удивленный – выберите нужное) взгляд. Или серия взглядов.
Конечно, если адресат еще не впал в глубокий транс и время от времени выходит на зрительный контакт с оратором )).
Взгляд можно усилить жестом, направленным – примерно или совершенно явно – в сторону нужного зрителя. Даже «случайное попадание» руки оратора при хорошем контакте с аудиторией дает зрителям эффект реального прикосновения. А уж точно адресованный жест может встряхнуть не хуже иной оплеухи )).
… — Не на наш ли счет вы грызете ноготь, сэр?..
— Нет, я грызу ноготь не на ваш счет, сэр…
— Вы набиваетесь на драку, сэр?.. Если набиваетесь, я к вашим услугам. Я проживаю у господ ничуть не хуже ваших…
— Вы лжете!
— Деритесь, если вы мужчины! Грегорио, покажи-ка им свой молодецкий удар…
Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Разумеется, шекспировские страсти во время выступления нам не нужны – жест ни в коем случае не должен содержать даже намека на недоброжелательность, тем более – на оскорбление. Забота, поддержка, позитив действуют, как правило, гораздо лучше.
Еще один хорошо работающий прием – приближение к зазевавшемуся зрителю. Вы, конечно, помните, что простое приближение к публике повышает энергетику оратора при прочих равных на один балл с каждым шагом.
Школьные учителя любят использовать этот прием. Помните? Особенно – крупногабаритные )).
Плюс приближения, среди прочего, в том, что оно срабатывает и тогда, когда зритель уже совсем потерял глазной контакт с оратором. До такого зрителя не долетит укоризненный взгляд, он не заметит направленного жеста. Но приближение – медленное или стремительное, чуть раньше или чуть позже – заставит мечтателя вернуться в реальность. Звук шагов или сигнал периферического зрения, или чужое биополе тому причиной – собственно, не важно. Главное – срабатывает.
В особо тяжелых случаях можно добавить ласковое прикосновение ладонью к плечу и нежное потряхивание )).
Другой способ возвращения вредного слушателя, отлично действующий в отсутствии глазного контакта (и прочих тяжелых случаях) известен мастерам общения очень давно – это обращение к человеку по имени.
Наверняка вы замечали, что произнесение вашего имени – даже там, где вас никто не должен знать – автоматически привлекает внимание, заставляет повернуть голову, приглядеться, прислушаться. Кто это был? Знакомый или близкий, которого вы не заметили? Или позвали кого-то другого? Надо убедиться!
Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи
Дейл Карнеги
Произнесение имени вытаскивает мечтателя из транса практически безотказно, даже если это не было прямым обращением – достаточно упомянуть его в контексте выступления. Такой прием дает возможность привести «вредного слушателя» в чувство, не акцентируя излишнего внимания остальной аудитории на факте его «вредности».
«… особенно хорошо об этом знают автолюбители. Можете потом спросить у Николая, он не даст соврать…»
Поверьте, работает куда лучше учительского «Иванов!!! Опять в окно уставился!»,
Вообще, очень важно помнить, что и при упоминании имени зрителя, и при прямом обращении к нему чрезвычайно важно сохранять доброжелательность и позитив. Это – обязательное условие положительного результата. В противном случае мы рискуем получить из условно вредного – вполне себе осознанно вредного слушателя, а это уже серьезная угроза успеху выступления. Определенные методы работы помогают вырулить и в таких ситуациях – и все же, мудрее их предотвратить. А о том, как быть, если предотвратить не получилось, поговорим в следующий раз.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |