День Энергетика

Статьи Вячеслава Саломасова

День Энергетика

Здравствуйте, друзья!

Наша беседа будет сегодня посвящена, как я и обещал, одному очень интересному, чрезвычайно важному, решающе-определяющему параметру техники оратора, который называется

ЭНЕРГЕТИКА

Давайте вспомним, как часто видим мы ораторов нудных, монотонных, вялых, бубнящих – да просто скучных! Во время таких выступлений через 3 минуты тяжелеют веки, слипаются глаза и безудержно хочется спа-а-ать – словно они высасывают из зала всю энергию, превращая его в тихое болото.

И как редко бывает, когда  оратор, преподаватель, лектор говорит с аудиторией так, что люди смеются и плачут, затихают и взрываются овациями, встают и идут вслед за ним, волшебником, хоть на баррикады, хоть на футбол, хоть на субботник!

— Это харизма, — говорят знатоки. – Такого в магазине не купишь. Это дар божий, нам так никогда не суметь.

А тренеры по ораторскому мастерству слушают – и загадочно улыбаются ))).

Так что же это за хитрая вещь – энергетика оратора? Почему один наводит своим выступлением на аудиторию уныние и дрему, а другой заражает слушателей радостью, энтузиазмом и готовностью сворачивать горы? Можно ли этому научиться или это дар свыше?

Давайте сразу опровергнем скептиков и вдохновим сомневающихся. Да – это специальная техника оратора. Она разбирается на составные кирпичики. Да – этому можно научиться.

Конечно, людям от природы более подвижным и артистичным работа с энергетикой дается несколько легче. Но, тем не менее, «отрастить себе харизму» может практически любой человек – вопрос только в мотивации.

Итак, энергетика оратора – это умение управлять уровнем активности, возбужденности, эмоциональной вовлеченности аудитории.

Чаще всего это влияние происходит через «личный пример»  — насколько активен и эмоционален оратор, настолько «разожжена» его публика..

Конечно, большие мастера могут проявлять высший пилотаж и управлять энергетикой аудитории, практически не меняя своего эмоционального уровня – за счет своего статуса, умелого использования и подачи содержания речи. Вспомните, например,  театр, когда пара негромких слов и одна долгая пауза заставляют зал плакать. Такое мастерство – результат огромного опыта и постоянного совершенствования.

Энергетика – безусловный ферзь в шахматной партии Вашей речи, она перевешивает по значению, пожалуй, все остальные параметры, включая и содержание. Даже если  Вы обладаете невыразительной внешностью и картавите (как Ленин), если одеты в грязный пиджак и говорите заведомую ложь (как Остап Бендер в деревне Васюки) или полную чушь (как м-м… некоторые наши политики) – умение проявить мощную энергетику сделает Ваше выступление неотразимым!

К сожалению, это работает и в обратную сторону – если мы не проявляем нужной энергетики, то наше выступление не спасут ни интересные факты, ни серьезные аргументы, ни заготовленные шутки. Публика  будет подремывать.

Энергетика может быть позитивной – воодушевляющей, приносящей радостное возбуждение, захватывающей, зовущей к свершениям. Но может быть и негативной, проявляющей сильные отрицательные эмоции – агрессию, возмущение, устрашение, ярость.

Примеры негативной энергетики мы видим чаще всего в исполнении агрессивных начальников, устраивающих разнос нерадивым подчиненным.

Кроме того, энергетика различается по своему накалу более тонко, чем просто «высокая» или «низкая». Очень удобно рассматривать уровень ораторской энергетики по 20-балльной шкале, которая хорошо описана в книге Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»:

«0 – это глубокий спокойный сон (без храпа)

6-7 – это сеанс гипноза, когда убаюкивающий голос гипнотизера погружает Вас в глубокий  транс

9-10 – это монотонное выступление скучного лектора…

12-17 – это рабочее состояние оратора, которое рекомендуется для выступлений.

19-20 – это уже легкая бесноватость, когда оратор с пеной у рта яростно выкрикивает свои призывы»

Немного понаблюдав за окружающими нас на работе, на улице, в телевизоре людьми, мы легко сможем отыскать примеры практически на каждый балл этой шкалы )) .

ОДНО БОЛЬШОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Довольно часто начинающие ораторы, узнав всё (как они полагают) об энергетике, делают категоричный вывод: высокая энергетика – хорошая, низкая энергетика – плохая. И начинают действовать соответственно.

Вы ведь не думаете так же?

Это, на самом деле, большая ошибка. Нет энергетики хорошей или плохой. Есть энергетика, соответствующая целям нашего выступления или не соответствующая.

Попробуйте выступить на похоронной церемонии с «хорошей» зажигающей двадцаткой – и сразу же поймете, о чем идет речь…

Низкая энергетика может быть очень хороша для нашего выступления – там, где она уместна. Это высказывание соболезнований, рассказ о плохих новостях. Это рассказывание вечерних сказок и пение колыбельных для детей. Это проведение всяческих трансовых занятий, аутогенная тренировка.

Бывает, что Ваше выступление – очередное в ряду других на какой-нибудь конференции. Вы приготовили отличную презентацию, рветесь в бой, предвкушаете успех у публики. А предыдущий оратор выступил так нудно и скучно, что зал практически дремлет в полном составе. Что делать? Если сразу начать на 16-17 баллах, это, конечно, встряхнет всех, но выступление Ваше станет этаким ненавистным утренним будильником – который очень хочется стукнуть спросонья по голове )))

Правильнее будет сначала подстроиться к вялой энергетике аудитории и самому начать «на низких оборотах», а уж потом постепенно повести ее за собой к нужному – бодрому рабочему диапазону

Средний уровень энергетики уместен, когда наше выступление наполнено важной информацией, содержит логические связи и выводы, подразумевает активную умственную работу аудитории. И в этом случае «хорошая» высокая энергетика не подходит – излишек эмоций будет только мешать.

Высокая энергетика с ее эмоциональным подъемом, вдохновенными интонациями и митинговым стилем подходит для соответствующей обстановки – общения с толпой, горячих призывов, эмоциональной накачки аудитории, когда нужно вдохновить на дела и свершения. Она незаменима при создании художественных образов – проще говоря, когда Вы выступаете, как рассказчик интересных историй, художественных рассказов и веселых анекдотов. Талант яркого рассказчика, кстати, всегда высоко ценился в обществе за умение рисовать словом живые эмоциональные образы и картины – благодаря высокой энергетике оратора.

Высокая энергетика также отлично помогает привлечь внимание (если вокруг шумно), перехватить инициативу в разговоре (вспомните банальные бытовые скандалы – кто кого перекричит).

Одна наша коллега ехала в переполненной подмосковной электричке в час пик – шум-гам, толкотня. Она сидела у окна и вдруг увидела, что у молодого человека напротив начался эпилептический припадок, и он теряет сознание, но никто этого не замечает. Наша героиня вскочила на скамейку, затопала ногами, начала размахивать красной сумочкой на длинном ремешке над головой и изо всех сил закричала «Э-эй!!! Врач в вагоне есть?!!!». Буквально тут же нашлось сразу три врача, и человек был спасен. Помогла перекрыть шум и привлечь внимание высокая энергетика.

Итак, давайте повторим – не бывает энергетики хорошей или плохой, бывает энергетика соответствующая целям выступления и не соответствующая им.

А это, следовательно, означает, что оратору очень важно уметь работать на разных уровнях энергетики и уметь свободно переходить с одного уровня на другой, увлекая за собой публику. Умение оратора управлять энергетикой выступления – а через это и эмоциональным состоянием аудитории – можно сравнить с умением дирижера оркестра руководить чудом рождения музыки. Все в его руках!

И о том, как «дирижировать» энергетикой, и о том, из чего она складывается, мы будем разговаривать уже в следующей нашей беседе через неделю. 

Верных Вам слов и верных решений!


Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/


16+
2003 — 2018
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности