Друзья, здравствуйте!
В прошлый раз мы говорили о том, насколько важен для успешного выступления оратора качественный контакт глазами с аудиторией. Как Вы помните, он:
— рождает доверие к оратору.
— дает возможность управлять аудиторией.
— дает возможность получать от аудитории немедленную обратную связь и оперативно корректировать свое выступление.
— дает публике правильную (ту, какую запланировано) информацию о профессиональных и личных качествах оратора, его отношении к себе, к публике, к предмету выступления.
Теперь самое время более подробно рассмотреть – что значит «качественный»? Как смотреть? Куда смотреть? Сколько времени смотреть? Ответы на эти и другие важные вопросы дают нам
ПРАВИЛА КОНТАКТА ГЛАЗАМИ С АУДИТОРИЕЙ.
1. Сколько глядеть?
Это один из самых частых вопросов от начинающих ораторов на тренинге. Мне всегда интересно уточнить в ответ: «А Вы как думаете?» Варианты предлагаются разные – от смущенного «секундочку…» до задумчивого «ну-у… долго». Интересно, что большинство предлагаемых вариантов имеют право на жизнь: ведь наши зрители – разные… И правильным будет ответ универсальный: смотрим столько сколько нужно.
Смотреть в глаза отдельно взятому зрителю нужно до установления контакта с ним.
О том, что контакт «состоялся», мы обычно понимаем практически интуитивно, «считывая» мелкие внешние признаки ответной реакции зрителя. Это может быть легкий кивок, изменение выражения лица, наклона головы или позы тела – чем больше опыта выступлений имеет оратор, тем легче он улавливает эти «тайные знаки». Обычно на одного слушателя уходит 2-4 секунды: контакт установили – можно переводить взгляд на следующего.
2. Куда глядеть?
Оно, конечно, понятно, что глядеть нужно в зал, где находятся наши дорогие слушатели, а не в пол или потолок. Тем не менее, неопытного оратора чаще всего выдает именно характерный «архитектурный взгляд», задумчиво скользящий по люстрам и гардинам – или сосредоточенно сверлящий пол вокруг ботинок. Чаще всего это говорит о том, что выступающий «завис» — потерял нить, не знает, что сказать. Совсем недавно мы уже говорили о том, что делать с взглядом, если вдруг потерялась мысль – искать ее в глазах наших зрителей!
Кроме того – важно помнить о ВСЕМ ЗАЛЕ! Из школьного и студенческого прошлого всем хорошо известно: если во время лекции хочешь спокойно позаниматься своими делами – садись в задние ряды, «на галерку», там взгляд лектора «гостит» реже всего. Действительно, для неопытного оратора характерно забывать о так называемых «мертвых зонах» — к ним вместе с «камчаткой» относятся еще и края всех рядов, начиная с первого. Соответственно –
Смотреть нужно всегда в глаза своим зрителям, а не в пол или потолок. Включать обязательно в область взгляда задние ряды и края аудитории.
Когда мы уже умеем уверенно удерживать в поле внимания всю аудиторию, специально «закатывать глаза» в качестве специального художественного приема бывает очень даже кстати – чтобы украсить речь и придать ей выразительность. Например – сделать вид, что мы что-то забыли и просим аудиторию о подсказке. Впрочем, об этом и других замечательных приемах, которые называются «цепляющие действия», мы еще поговорим.
3. Как глядеть?
Под вопросом «как глядеть?» я не имею в виду доброжелательное выражение – то, что в большинстве случаев позитив в глазах оратора быстрее и легче расположит к нему аудиторию, надеюсь, и так понятно. Я сейчас говорю про умение правильно распределять взгляд по залу. Если снова обратиться к опыту студенческих лекций, можно вспомнить, что «типичный» преподаватель (если он таки да – уделяет внимание студентам) обычно направляет взгляд в зал по однотипной траектории – например, слева направо зигзагом от ближних рядов к дальним. Траектория эта прозорливыми студентами очень быстро вычисляется – и в дальнейшем используется с максимальной выгодой. Так что, если взгляд уважаемого профессора только что покинул правый ближний ряд – у его обитателей есть добрых 26 (например) секунд до завершения цикла для решения своих важных дел (сколько бывает важных дел на лекции – не мне вам рассказывать )) ).
Чтобы поддерживать уважаемых слушателей в тонусе постоянно, очень хорошо, кроме всего прочего, смотреть в разные части зала бессистемно – так, чтобы вычислить какую-либо систему было невозможно.
Распределяем взгляд по аудитории хаотично.
И тогда наш взгляд будет бодрить слушателей и оставлять их «в теме» постоянно. Пусть чувствуют, что здесь не забалуешь )).
4. и еще — Как глядеть?
Бывает так (особенно, если сесть на краю ряда) что смотрит оратор на нас при выступлении и часто, и подолгу – а внимания его все равно не хватает. Почему?
А потому что смотрит он на края рядов, поворачивая только голову – словно через плечо косится. И взгляд получается в итоге неполноценным, «усеченным». Зрители подсознательно «переводят» подобный взгляд примерно так: «Все важные дела у меня там, в центре, а вы только отвлекаете!» — и, конечно, чувствуют дефицит внимания со всеми вытекающими последствиями. Поэтому важно помнить: чтобы взгляд оратора создавал полноценный контакт со зрителями в любом месте зала – нужно поворачиваться к ним всем телом, а не только лицом. Это правило хорошо запоминается в виде красивой метафоры:
Создаем контакт со зрителем «от сердца к сердцу»,
Это еще не все правила создания качественного зрительного контакта, но пока — на приятной лирической ноте – давайте закончим. Изучайте, применяйте, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы. Продолжим изучение правил качественного зрительного контакта мы уже в следующем выпуске, обсудим:
— как «включить форсаж» и усилить воздействие взгляда;
— куда смотреть, когда задают вопрос;
— как правильно смотреть на босса…
и другие интересные вещи.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |