Как ловко избежать неловкой паузы

Статьи Вячеслава Саломасова

Как ловко избежать неловкой паузы

Сегодня поделюсь одной очень простой, но отлично работающей «фишкой» для неожиданных ситуаций. Интересно, что фишка эта очень хорошо знакома опытным спикерам, но они ей почти не пользуются  – за ненадобностью. А вот для начинающих этот замечательный прием – просто клад! Сразу прибавляет  уверенности оратору и создает позитивное впечатление у слушателей.

Заинтриговал? Рассказываю… ))

Даже у человека с большим стажем публичных выступлений случается иной раз неожиданный «затык» – нужная мысль вдруг не приходит в голову вовремя. Что уж говорить о тех, кто находится только в начале своего творческого пути – для неопытного оратора внезапная потеря нити выступления, заминка, или, как это называется по-научному,

ПАУЗА ЗАВИСАНИЯ

– просто бич!

Вы мучительно пытаетесь вспомнить, о чем еще хотели сказать, ощущаете звонкую пустоту в голове, жар в ушах и сухость во рту – ну… с вариациями ))

С точки зрения зрителя это тоже выглядит печально – выступающий вдруг замолкает, на лице его появляется выражение недоумения, постепенно сменяемое тревогой (а затем и ужасом). Взгляд оратора начинает блуждать по залу, плавно уходит в потолок или в пол, лицо покрывается красными пятнами, на лбу выступает испарина, а руки делают мелкие суетливые движения сами по себе… Да что там – многие вспоминают о своем опыте «потери мысли» с содроганием.

 

Меж тем, решается подобная ситуация просто и элегантно.

Паузы – действительно, один из важнейших параметров качества выступления – могут быть двух видов. Первые – паузы зависания, которые мы уже рассмотрели – выступление портят, и от них нужно, конечно, избавляться.

Другое дело – ПАУЗЫ СМЫСЛОВЫЕ. Они выступление украшают. С помощью смысловых пауз мы расставляем акценты в выступлении, отделяем одну мысль от другой, привлекаем повышенное внимание зрителей, меняем энергетику выступления, добавляем нашим словам выразительности. Вспомните знаменитые театральные паузы, наполняющие зал буквально осязаемым напряжением:

«Все с той же  чуть  надменной,  но  беспредельно  приветливой  улыбкой, улыбкой королевы, которую  та  дарует  подданным  во  время  торжественных процессий, Джулия пристально глядела на Джун. Она ничего не говорила.  Она помнила афоризм Жанны Тэбу: «Не делай паузы, если в этом  нет  крайней  необходимости,  -  гремела старая актриса, колотя кулаком по столу, – но уж если  сделала,  тяни  ее, сколько сможешь».

                                                                       (Сомерсет Моэм. «Театр».)

Итак, долой паузы зависания, да здравствуют паузы смысловые! Согласны?

Тогда – вопрос на засыпку:

А в чем

между ними

разница?

Я имею в виду разницу внешнюю – действительно, в чем? Ведь в обоих случаях оратор молчит.

Только в первом – он устремляет взор в потолок, краснеет-бледнеет, «ломает руки» и так далее. То есть показывает зрителям: «Смотрите – я ошибся, я завис, я растерян!» – и мы получаем паузу зависания.

А во втором – внимательно смотрит публике в глаза, делает выразительные плавные жесты, возможно, улыбается. И мы понимаем – все идет, как надо. Он молчит, потому что так и задумал, потому что это художественное средство такое, удачно примененное – смысловая пауза!

Догадываетесь, к чему клоню?

Совершенно верно! Смысловой или «зависшей» паузу делает САМ ОРАТОР – своим отношением к ней. Вернее, внешним выражением этого отношения.

Если выступающий перестал говорить,  и мы по его поведению понимаем, что это УЖАС, ПРОБЛЕМА и КАТАСТРОФА – мы так это и воспримем. Как обычно говорят участники тренингов, «сам себя слил» )).

Если же оратор молчит, продолжая «оставаться в теме», не выказывая никаких внешних признаков неожиданной  растерянности или неадекватного беспокойства – мы понимаем, что так и надо, что пауза  - по делу. А если при этом не совсем понимаем, по какому делу – сами виноваты, невнимательно слушали накануне )).

 

Соответственно, вывод такой:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ «ПОТЕРЯЛ МЫСЛЬ»?

Искать ее в глазах слушателей! «Играть» смысловую паузу. А именно:

- сохранять контакт глазами с аудиторией;

- продолжать плавные открытые жесты, словно приглашая публику к более активному участию в беседе. Как минимум, избежать выдающих волнение непроизвольных суетливых движений;

- улыбаться! Если, конечно, позволяет контекст выступления.

Таким приемом мы можем выиграть несколько драгоценных секунд – а там и мысль нужная обязательно вернется. В большинстве случаев это срабатывает безотказно – проверено – даже еще и в плюс )). Зрители, уловив паузу и заметив пристальный взгляд оратора, как-то встряхиваются, подбираются, озираются на соседей – словно спрашивая: «Ой, я что-то пропустил, да?» – и дальше слушают более внимательно.

Разумеется, затягивать такую паузу не стоит,  прием действует в разумных пределах. Если вдруг – всякое случается – время явно вышло, а нужные слова найти так и не удалось, можно для прерывания молчания воспользоваться замечательным приемом словесной импровизации под названием «Описание реальности».

Итак, друзья – мы поговорили сегодня о том, как быть, если вдруг во время выступления пропала мысль, что делать, чтобы избежать в речи пауз зависания. Приглашаю, как обычно, немедленно приступить к отработке приема Смысловой паузы в ежедневной практике.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/


16+
2003 — 2018
+7 (495) 543-81-48
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут
Тренинги по методикам Университета в других городах
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности