Здравствуйте, друзья!
Как поживаете? Понимаю, что июньское тепло очень мешает сосредоточиться на работе, учебе и прочих полезных вещах – и все же верю, что цепляющие действия в целом и просьбу о подсказке в частности вы уже хорошо отработали и уверенно применяете, не правда ли? )) Вот и отлично. Продолжаем движение.
Возможно, вам случалось на переговорах или во время презентации, на деловой встрече или в личном общении ловить себя на ощущении «что-то не так…». Еще не отдавая себе рационального отчета, мы интуитивно чувствуем в собеседнике то ли непонятное напряжение, то ли скрытую фальшь, то ли затаенную угрозу. И тогда вполне убедительные слова, хорошо выстроенные аргументы, красочные метафоры из уст этого человека воспринимаются все более настороженно и усиливают наши подозрения. В итоге переговоры могут закончиться неудачей, презентация – провалом, а беседа – конфликтом. В чем причина этих странных подозрений? Мистика? Телепатия? Маниакальная подозрительность? Не спешите винить во всем себя или «уходить в сумрак» в поисках причины. Возможно, наш партнер просто допустил одну типичную ошибку: очень хорошо подготовил текст выступления – но забыл о важности своего МЕТАСООБЩЕНИЯ.
Что это такое.
Помните, мы говорили о трех китах общения: успех нашего выступления перед зрителями или разговора один на один опирается на три равных по важности составляющих – содержание, язык тела и характеристики голоса. Те из нас, кто бывает на тренингах, связанных так или иначе с искусством коммуникации, наверное, уже не раз встречались с формулой 55-38-7 – она стала весьма популярной. Я и сам к ней обращался в одном из выпусков рассылки. И хотя в действительности все обстоит не так фатально для содержания речи (о первоначальном смысле этой формулы и последующих ее интерпретациях лучше поговорить в отдельной статье) – факт остается фактом.
Непосредственно информация, сообщение, то, «ЧТО» мы говорим –воспринимается слушателем не изолированно. Вместе с «сообщением» он всегда воспринимает (и, между прочим, по своим правилам интерпретирует) то, «КАК» мы это говорим – наше метасообщение.
Метасообщение мы «пишем» одновременно на двух языках – любители терминологии НЛП красиво называют их «невербалика» и «паравербалика». На более простом ораторском наречии – это язык тела оратора и характеристики его голоса )). Все «буквы» этих замечательных языков мы уже подробно изучали раньше. Теперь просто подчеркнем несколько важных общих правил.
Чем это важно.
1. Две трети (примерно, порой – больше) информации об ораторе и предмете его речи зритель получает из метасообщения – даже, если он об этом слове и не слышал никогда )). Только специалист по НЛП и прочим психологическим направлениям «читает» метасообщения осознанно, а простой слушатель – бессознательно, интуитивно (хоть, возможно, и не в полном объеме).
2. Метасообщение очень болтливо. Оно говорит всегда – в том числе, и когда мы молчим. И даже, когда предпочли бы, чтобы оно тоже помалкивало.
Казалось бы, ни слова не сказали дорогой жене по поводу ее нового нелепого наряда (в котором она, между прочим, выглядит стреноженным птеродактилем) – ан нет! Почему-то она все равно уже полчаса громит посуду и швыряется вилками…
Поэтому бессмысленно пытаться заткнуть метасообщению рот или делать вид, что вы с ним не знакомы – лучше как-то его организовать и направить.
3. При несовпадении информации сообщения и метасообщения аудитория верит, разумеется, не тому, что говорит оратор, а тому, что видит сама – опять же, вне зависимости от наличия у нее высшего психологического образования:
— Сержант Браун, вы знаете, что такое детектор лжи?
— Да, сэр! Я даже женат на одном из них…
4. Для успеха выступления крайне важно соответствие (если красиво – конгруэнтность!) сообщения и метасообщения. Оратор, допускающий несовпадение, практически обречен на провал – если не сможет своевременно и правдоподобно развеять подозрения, которые зритель «сердцем видит»:
Как видите, в метасообщении мелочей не бывает – жизненно важно выглядеть конгруэнтно в процессе беседы с любой аудиторией. Причем, конгруэнтно – в ее привычной системе координат. Например, если мы скажем зрителям, что очень рады их видеть, с совершенно каменным лицом – нам не поверит чувствительная женская аудитория. А вот племя индейцев не найдет в этом повода для подозрений. В то же время не стоит заигрывать с публикой и претендовать на роль «своего в доску». Делать это профессионально по силам лишь актерам и разведчикам, а дилетантство даст прямо противоположный эффект.
Между прочим, в зависимости от поставленных целей опытный оратор может намеренно посылать зрителям неконгруэнтное метасообщение. Как вы думаете, чего можно добиться с помощью этого приема? Оставляю вопрос вам в качестве домашнего задания )).
О том, в каких трех направлениях мы, желая того или нет, «пишем» свои метасообщения, как применять их правильно и как тренировать – поговорим в следующий раз. Пока же рекомендую запастись наблюдательностью и проверить себя. Насколько богат ваш словарь метасообщений, правильно понимают ли их окружающие, умеете ли вы управлять своим «параллельным языком»? Также очень полезно будет поучиться внимательно читать метасообщения от вашего окружения – возможно, узнаете много нового )).
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |