Друзья, здравствуйте!
Как вы помните, в прошлый раз мы говорили об основных принципах качественного контакта глазами с аудиторией. Мы выяснили следующее:
— сигналом установления контакта со зрителем является его ответная реакция. Получили ответную реакцию от одного – смотрим на следующего;
— распределяем взгляд по залу хаотично, избегаем планомерной однообразной траектории – это не позволит зрителям предугадать наши действия и поможет держать аудиторию в тонусе;
— обязательно помним про все участки зала, включая «камчатку» и «мертвые зоны» по краям, даем всем примерно поровну внимания;
— всегда глядим на зрителей, не в пол и не в потолок – даже если что-нибудь забыли или потеряли мысль.
— дарим внимание «от сердца к сердцу», поворачиваясь туда, куда глядим, всем телом.
Верю, что применение этих важных принципов уже вошло в повседневную практику ваших выступлений, и контакт с аудиторией вы устанавливаете легко и уверенно. Пришло время добавить в копилку мастерства еще несколько полезных правил установления и поддержания качественного контакта глазами.
Готовы? Тогда продолжим!
5. Усиление контакта.
Иногда в процессе выступления мы вдруг замечаем, что «потеряли» часть зала. Зрители начинают это демонстрировать довольно явно – позевываниями, переключением на окна, на шелестения бумагами, на раскопки в сумочках, разговоры с соседями и другие вещи, более интересные, чем забывший их оратор.
Если мы этого вдруг НЕ замечаем, то обделенная вниманием часть зала может очень творческими методами потребовать его сама – и лучше до этого не доводить )).
Ситуация неприятная, но не гибельная. Ее можно исправить, если применить к «брошенным и забытым» слушателям прием усиление контакта.
Усиление контакта – прием сколь простой, столь и эффективный. Достаточно прибавить к взгляду на зрителя еще и жест в его сторону – одной или двумя руками (двумя действует сильнее). На степень усиления влияет также и энергетика жеста (вы ведь помните, что такое энергетика?) – в первую очередь, широта и резкость движения.
Еще один отличный способ усиления – приближение оратора к тому, на кого он смотрит. Этот вариант, кстати, широко и эффективно применяется школьными учителями. Несколько шагов по направлению к «забытому» сектору зала добавят энергии нашему взгляду и вернут внимание зрителей.
Жесты и перемещения можно комбинировать, чередовать, объединять – и таким образом за оставшееся время выступления добиться равномерного распределения контакта глазами с аудиторией. Важно только не увлечься «спасением» обделенных, чтобы не потерять остальных )).
6. Работа с большой аудиторией.
Когда мы переходим с маленьких «камерных» залов на большие аудитории, дворцы спорта и стадионы, где счет зрителей идет на сотни и тысячи, посмотреть каждому из них в глаза, разумеется, нереально. Да и не нужно )).
В таком случае нам помогает деление зала на сектора. В больших залах оратор находится от слушателей несколько дальше, чем в маленьких. Соответственно, угол его взгляда на зрителей, сидящих недалеко друг от друга, уменьшается – и сразу всем людям, находящимся в одном секторе, кажется, что мы смотрим именно на них. Поэтому – если мы работаем с большой аудиторией, то делим ее на сектора и работаем с каждым сектором как с отдельно взятым зрителем в маленьком зале.
7. Ответы на вопросы.
Нередко наше выступление подразумевает, что у зрителей есть возможность задавать вопросы. И зрители все чаще этой возможностью с удовольствием пользуются. Соответственно, на вопросы надо отвечать, и начинающий оратор часто увлекается своим ответом, зрителем, задавшим вопрос, возникшей между ними дискуссией – словом, совершает типичную ошибку (уверен, вы уже догадались, какую).
Ошибка состоит в том, что оратор забывает про остальных зрителей и теряет с ними контакт – со всеми вытекающими неприятными и опасными последствиями. Что же делать? Глядеть на вопрошающего – потеряешь остальных. Не глядеть – как же не глядеть на человека, с которым разговариваешь?
Как правильно?
Правильным будет совмещение двух вариантов. Пока зритель задает вопрос – смотрим на него, внимательно слушаем, заинтересованно киваем, выражаем доброжелательность и поддержку. После того, как вопрос прозвучал, уместным будет повторить его для всей аудитории – возможно, кто-то не расслышал или не понял с одного раза. При этом, кстати, можно вопрос слегка переформулировать – сделать его, например, более коротким (или более удобным для ответа в нужном нам ключе).
Повторили – и отвечаем на вопрос, обращаясь уже ко всем зрителям, превращая его в часть нашего выступления со всеми правилами поддержания зрительного контакта. Закончив ответ, возвращаемся к автору вопроса, коротко его благодарим – все. В итоге внимание оратора распределятся в примерной пропорции: 30% — автору вопроса, 70% — всему залу.
8. Директор в зале.
Ситуация, когда в аудитории находится некий руководитель, начальник, другая статусная персона – довольно частая:
— глава организации-заказчика руководит комиссией, оценивающей нашу презентацию (и нас заодно).
— на наше выступление вместе со своими подчиненными приходит «как простой зритель» и их директор. Или президент…
— непосредственный начальник заслушивает наш отчет о проделанной работе на совещании.
— и другие варианты…
Как распределить свое внимание, когда один из зрителей имеет особый статус и претендует на особые условия?
Это задача творческая…
А творческие задачи мы обычно решаем с помощью предварительного максимально возможного сбора информации. Либо с помощью творческого подхода непосредственно на месте )).
Главное в такой ситуации – знать (или уже на месте понять) характер руководителя, его манеру управлять, отношение к нему подчиненных.
Если это наша организация и наш начальник – то систематизировать такую информацию будет (я надеюсь) несложно. Если клиент, с которым мы работаем или собираемся работать – так про него сам бог велел собрать информации даже больше, чем про своего босса )).
Если же информации нет – собираем ее прямо в процессе выступления по внешним видимым признакам. И тогда все зависит опять же от умения видеть зал и включать наблюдательность.
Например, в ответ на шутку оратора все в зале сначала косятся на Иван Иваныча, и лишь потом – если он улыбнулся – позволяют себе вежливо посмеяться. Аплодируют только после того, как босс сдвинул ладони. Какой вывод?
Наблюдаем, анализируем, делаем выводы. Общий принцип такой: чем авторитарнее стиль начальника – тем больше внимания уделяем ему.
Итак, еще четыре простых правила установления и поддержания контакта взглядом добавились в ваш арсенал. Просмотрите их еще раз, подумайте, когда и как начнете их отрабатывать – и уже начинайте.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
Более 100 независимых тренеров-лицензиатов ведут Тренинги по методикам Университета в других городах |
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности |